Диспансеризация трудоспособного населения. Что такое диспансеризация и что в нее входит? Организация проведения диспансеризации взрослых и детей

Диспансеризация трудоспособного населения. Что такое диспансеризация и что в нее входит? Организация проведения диспансеризации взрослых и детей

О таких масштабных мероприятиях, как например проведение специальной оценки условий труда – знает большинство работодателей. А вот вопросом обеспечения санитарно-гигиенических требований задается далеко не каждый. При этом производственный контроль соблюдения таких требований – важная составляющая обеспечения безопасных условий труда.

Сохранение жизни и здоровья – основной приоритет. Поэтому и меры должны быть приняты соответствующие. В связи с этим уделяется пристальное внимание выполнению санитарных норм и правил. Надзорными полномочиями в этой области наделена Федеральная службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор. К тем, кто закрывает глаза на выполнение санитарных норм и правил применяются штрафы.

Производственный контроль дает возможность оценить состояние условий труда, динамику их изменений, оперативно выявлять проблемные «точки», реагировать на изменения производственной среды и принимать своевременные меры для снижения чрезмерного воздействия вредных факторов.

Нормативная база

  • Статья 11 и Статья 32 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» – устанавливает необходимость осуществления контроля санитарных правил, определяет круг лиц, которые обязаны осуществлять контроль, их обязанности и ответственность.
  • СП 1.1.1058-01 от 13.07.2001 «Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила» – регламентирует порядок организации и проведения производственного контроля. Статус действия СП 1.1.1058-01: Роспотребнадзор в своем письме от 15.02.2012 №01/1350-12-32 сообщает, что правила продолжают действовать на территории РФ до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 №26 – содержит примерные программы производственного контроля в зависимости от сферы деятельности.
  • Статья 6.3 КоАП РФ – размеры штрафов, установленные за нарушение санитарных норм и правил.

Что такое производственный контроль?

Проведение контроля соблюдения санитарных правил обязательно для всех организаций, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от вида экономической деятельности, будь это кофейня или машиностроительное предприятие. Рабочие места, помещения, здания и сооружения, оборудование, машины и механизмы применяемое сырье и материалы, готовая продукция, технологии и процессы производства должны обеспечивать безопасность для здоровья человека, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Резюмируя вышесказанное, производственный контроль – это контроль соблюдения на предприятии требований санитарного законодательства в плане выполнения требований норм и правил проведения профилактических мероприятий.

Цель производственного контроля – обеспечение безопасного и безвредного уровня влияния объектов производственного контроля на человека и приведение производственной среды к требованиям санитарных норм.

К объектам производственного контроля относятся:

  • производственные и общественные помещения, здания, сооружения;
  • санитарно-защитные зоны и зоны санитарной охраны;
  • транспорт;
  • технологическое оборудование и технологические процессы;
  • рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг (в том числе на выделенных участках работ на территории заказчика);
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Помимо производственного контроля существует похожий механизм, направленный на оценку состояния рабочих мест – специальная оценка условий труда. При всей внешней схожести, следует понимать, что это два разных инструмента в руках работодателя и применяются они вне зависимости друг от друга. Так, если спецоценка направлена на плановое исследование условий труда и показывает их состояние на момент проведения, то есть постфактум, то производственный контроль это более узконаправленный инструмент «постоянного совершенствования», позволяющий оценить неблагоприятные уровни воздействия внешней среды на человека и принять корректирующие меры для снижения этого воздействия.

Как организовать производственный контроль?

Производственный контроль проводится независимо от результатов специальной оценки условий труда, наличия или отсутствия превышений допустимых уровней (концентраций) воздействия вредных веществ и факторов.

Производственный контроль включает в себя различные мероприятия, направленные на поддержание и обеспечение безопасного уровня производственного воздействия на человека, и его среду обитания, а также на предупреждение возможных негативных последствий.

Порядок проведения и исчерпывающий перечень мероприятий производственного контроля приведен в п. 2.4 СП № 1.1.1058-01.

Производственный контроль весьма индивидуален. Конкретные мероприятия, объем и периодичность исследований вы определяете для себя самостоятельно с учетом условий производства. Все это отражается в специальном документе – программе производственного контроля, на основании который и проводится производственный контроль. Разработать программу производственного контроля поможет Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 №26, в котором приведены примерные Программы производственного контроля в зависимости от сферы деятельности.

Стоит отметить, что в организационных нормативных документах, используемых при проведении производственного контроля, есть только рекомендуемая периодичность замеров физических факторов. Опираясь на практический опыт, производственный контроль физических факторов проводится один раз в год, но может быть установлен иной срок, в соответствии с вашей программой производственного контроля. Периодичность проведения лабораторных исследований можно почерпнуть из типовых программ производственного контроля. В основном рекомендуется проводить замеры 2 раза в год.

Ответственность

Соблюдает ли организация санитарные нормы и правила или нет инспекторы Роспотребнадзора могут выяснить в ходе проведения проверки. Также Роспотребнадзор имеет право запросить информацию о результатах производственного контроля.

Непроведение производственного контроля является административным правонарушением. Это дает полное основание инспектору вынести постановление о штрафе в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ за нарушение санитарного законодательства.

С этим также читают:


Для чего необходим производственный контроль на предприятии?

Кто несет ответственность за его проведение?

Как составить программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий?

Согласно п. 5(б) Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, одним из документов, необходимых для получения лицензии на право ведения деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, является санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ) о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, которые планируется использовать для работ, составляющих деятельность по обращению с отходами.

Чтобы подтвердить перечень необходимых документов для получения СЭЗ, в территориальное отделение Роспотребнадзора, а именно в подведомственную организацию — ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», направляют официальное письмо с просьбой перечислить необходимые документы. Одним из таких документов может оказаться Программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

К сведению

Как показывает практика, Роспотребнадзор не всегда запрашивает данную программу для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, но в любом случае она необходима на предприятии, осуществляющем хозяйственную или иную деятельность.

Перечень документов для получения экспертного заключения:

1. Копия свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ.

2. Копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица.

3. Сведения из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

4. Копия устава ООО.

5. Пояснительная записка, характеризующая деятельность предприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, содержащая следующую информацию:

5.1. Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, планирующем осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.

5.2. Сведения о хозяйственной и иной деятельности, сопряженной с осуществлением деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

5.3. Документы, подтверждающие право собственности и/или аренды зданий, сооружений, строений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.

5.4. Сведения об отходах, деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению которых планируется осуществлять, представленные в полном объеме (наименование, код по ФККО, класс опасности для ОПС, опасные свойства отхода, происхождение, агрегатное состояние, компонентный состав, количество, лимиты накопления промышленных отходов, намечаемый вид деятельности, места конечного размещения).

5.5. Картографический материал размещения объекта хозяйственной и иной деятельности, карта-схема мест размещения отходов на промплощадке предприятия.

5.6. Копии положительного санитарно-эпидемиологического заключения, копии положительного заключения ГЭЭ проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-IV классов опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до 30.06.2009.

5.7. Оценка возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду в результате осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.

5.8. При наличии в санитарно-защитных зонах нормируемых объектов по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» — копия СЭЗ на проект СЗЗ.

5.9. Сведения о намечаемой деятельности по обезвреживанию отходов I-IV классов опасности.

5.10. Сведения о намечаемой деятельности по размещению отходов I-IV классов опасности.

5.11. Сведения о перемещении отходов I-IV классов опасности на территории промышленного предприятия, транспортировке их вне предприятия.

5.12. Материалы о проведении контроля за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, с определением критерия предельного накопления отходов.

5.13. Копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности.

5.14. Копии договоров со специализированными предприятиями на передачу отходов I-IV классов опасности для использования, обезвреживания, размещения.

Производственный контроль
на предприятии

Проведение контроля регламентировано ст. 11 и 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 28.11.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее — СП 1.1.1058-01).

Обратите внимание!

Несмотря на то что срок действия СП 1.1.1058-01 ограничен 31.12.2011, документ действует на территории РФ до вступления в силу соответствующих технических регламентов (письмо Роспотребнадзора от 15.02.2012 № 01/1350-12-32 «О действии СП 1.1.1058-01»).

Извлечение из Федерального закона № 52-ФЗ

Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

Выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

Разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

Обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

Осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

Своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

Осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно п. 2.3 СП 1.1.1058-01 объекты производственного контроля :

  • общественные помещения;
  • здания и сооружения;
  • санитарно-защитные зоны;
  • зоны санитарной охраны;
  • транспорт;
  • технологическое оборудование;
  • технологические процессы;
  • рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг;
  • сырье, полуфабрикаты, готовая продукция;
  • отходы производства и потребления.

В целом за организацию и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий отвечает руководитель предприятия, а в структурных подразделениях, как правило, руководитель этого подразделения. Однако проводить его без утвержденной программы невозможно. Если в ходе проверки Роспотребнадзор установит, что такого документа в организации нет, это приравняют к нарушению требований санитарного законодательства.

Программа производственного контроля

Программа (план) производственного контроля обязательный документ для любого работодателя. Она составляется без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу производственного контроля вносят, если происходят различные изменения в работе предприятия (в его штатной структуре, технологии производства и др.), влияющие на санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Об основных аспектах производственного контроля читайте в статье «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий: общие аспекты» в № 3 май/июнь 2015 журнала «Санэпидемконтроль».

В программе производственного контроля должны найти отражение следующие направления деятельности:

  • проведение лабораторных исследований и испытаний (при необходимости) на границе санитарно-защитной зоны, на рабочих местах, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства;
  • прохождение профессиональной гигиенической подготовки и медосмотров работниками, которые связаны с хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
  • учет и отчетность по ведению производственного контроля;
  • контроль качества, безопасности сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации. Качество должно подтверждаться сертификатами, санитарно-эпидемиологическими заключениями, санитарными паспортами на транспорт и другими документами;
  • обязательное информирование населения, Роспотребнадзора, местных властей об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Разработка программы производственного контроля требует определенных знаний по гигиене, санитарии, экологии. Поэтому такая работа должна выполняться специалистами в этих областях или работниками, прошедшими специальную подготовку, например в учреждениях Роспотребнадзора. Кроме того, специалист, разрабатывающий программу производственного контроля, должен хорошо знать предприятие, разбираться в особенностях технологии производства той или иной продукции.

Обратите внимание!

Можно использовать типовые программы, но в неизменном виде они подойдут не каждому предприятию. Правильно составленная программа производственного контроля содержит множество индивидуальных сведений о предприятии и зачастую является результатом коллективного труда, как правило, технологов, экологов, специалистов по охране труда.

Программа производственного контроля составляется в произвольной форме. Строгих требований к структуре, количеству разделов, их наименованию, набору мероприятий, которые должны найти в ней отражение, нет. Их определяют в каждом конкретном случае, исходя из степени потенциальной опасности для человека тех работ, которые выполняются на объекте производственного контроля. Во внимание принимают также мощность объекта, возможные негативные последствия из-за нарушения санитарных правил.

Примерное содержание программы производственного контроля приведено в СП 1.1.1058-01. Также утверждены типовые программы лабораторно-инструментальных исследований для предприятий общественного питания, пищевой промышленности, лечебно-профилактических учреждений, учреждений бытового обслуживания населения (письмо Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля»). Данные исследования проводятся в процессе производственного контроля.

Разработанная программа утверждается руководителем организации, предпринимателем или специально уполномоченным работником. Ее не нужно согласовывать с региональным подразделением Роспотребнадзора.

1. Область применения.

3. Термины и определения.

4. Обозначения и сокращения.

5. Организационная структура филиала.

6. Общие положения.

7. Порядок организации и проведения производственного контроля.

8. Обязанности должностных лиц структурных подразделений филиала, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля.

9. Ответственность должностных лиц за осуществление Программы производственного контроля.

10. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и среды обитания.

Приложение 1. Перечень видов деятельности филиала, подлежащих лицензированию.

Приложение 2. Приказ о назначении ответственных лиц за производственный контроль и санитарное состояние (см. приложение к статье).

Приложение 3. Перечень физических факторов, в отношении которых необходима организация инструментальных исследований, периодичность исследований на предприятии согласно СП 1.1.1058-01.

Приложение 4. Перечень должностей работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру.

Приложение 5. Перечень профессий работников филиала, занятых на работах в условиях производственных загрязнений, для которых установлено право на ежемесячное получение смывающих и обезвреживающих средств.

Приложение 6. Перечень профессий работников филиала организации, занятых на работах с вредными условиями труда, для которых установлено право на выдачу 0,5 л молока или других равноценных продуктов.

Приложение 7. Перечень возможных аварийных ситуаций, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Приложение 8. Программа теоретического обучения персонала правилам санитарного законодательства и выполнению требований санитарных норм.

Приложение 9. Программа исследования качества питьевой и горячей воды централизованных систем водоснабжения.

Приложение 10. Программа производственного контроля загрязнений почвы и атмосферного воздуха.

Примечание. Программа исследования качества питьевой и горячей воды централизованных систем водоснабжения разрабатывается отдельно и согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в порядке, установленном СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Материал, раскрытый в данной статье, поможет как опытному экологу, так и экологу начинающему составить необходимый для предприятия документ — программу производственного контроля.

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 4

Арбитражная практика показывает, что предприятия общественного питания часто привлекаются к административной ответственности за отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарных правил или осуществление его несвоевременно и не в полном объеме. Рассмотрим основные моменты, регламентирующие организацию такого контроля в заведениях общепита.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ <1>). Из содержания ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ также следует, что одной из обязанностей предпринимателей и юридических лиц является осуществление производственного контроля, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ такой контроль осуществляется в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности продукции, работ и услуг для человека и среды обитания.

<1> Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ): предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона N 52-ФЗ, п. 14.1 СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6 <2> (далее - Санитарные правила для общепита) производственный контроль в предприятиях общепита осуществляется в соответствии с СП 1.1.1058-01 "Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила" <3> (далее - СП 1.1.1058-01). Лабораторные исследования по микробиологическим показателям должны проводиться в соответствии с Методическими указаниями по санитарно-бактериологическому контролю на предприятиях общественного питания и торговли пищевыми продуктами МУ 2657-82, утвержденными Минздравом СССР 31.12.1982 N 2657 (п. 14.2 Санитарных правил для общепита).

<2> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.
<3> Введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 и действуют до 31.12.2011.

Порядок и периодичность производственного контроля, в том числе лабораторных исследований, устанавливаются предприятием по согласованию с Роспотребнадзором (п. 14.3 Санитарных правил для общепита). При этом номенклатура, объем и периодичность производственного контроля за качеством и безопасностью поступающего сырья и пищевых продуктов, технологическим процессом производства, а также условиями труда, соблюдением правил личной гигиены работниками должны соответствовать виду, типу и мощности организации и определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Программа производственного контроля

В силу п. 2.6 СП 1.1.1058-01 разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Требования к программе производственного контроля регламентированы разд. III СП 1.1.1058-01, в котором установлено, что она составляется в произвольной форме и должна включать следующие перечни:

  • официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (п. 3.1);
  • должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля (п. 3.2);
  • объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний (п. 3.3). Роспотребнадзор в п. 1.3 Письма от 13.04.2009 N 01/4801-9-32 представил примерную типовую программу лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общепита (см. с. 74 - 76);
  • должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации (п. 3.4);
  • осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию (п. 3.5);
  • форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (п. 3.7);
  • возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых информируется население, органы местного самоуправления, органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 3.8);
  • мероприятий, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 3.9).

В Москве производственный контроль на предприятиях пищевой промышленности, общественного питания, продовольственной торговли в соответствии с требованиями Федеральных законов N 52-ФЗ, N 29-ФЗ и СП 1.1.1058-01 организуется на основании Методических указаний МосМУ 5.1.008-01 <4>. Они являются обязательными для предприятий и индивидуальных предпринимателей, участвующих в обороте пищевых продуктов и продовольственного сырья в Москве (при производстве, поставке, реализации и хранении). Для осуществления производственного контроля необходимо иметь в штате или привлекать на договорной основе специалистов, прошедших специальное гигиеническое обучение и аттестацию (п. 3.4 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). При отсутствии у юридического лица, предпринимателя условий для проведения производственного контроля эти работы могут выполняться по договорам с организациями, в том числе с испытательными лабораториями (лабораторными центрами), аккредитованными в установленном порядке (п. 3.9 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01). Результаты проведения производственного контроля заносятся в контрольный журнал (п. 4.19 данных Указаний). Кроме того, оформляются журналы учета, предусмотренные санитарными нормами и правилами, например журналы учета использования фритюрных жиров (Таблица 5 Санитарных правил для общепита), органолептической оценки качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий (Приложение 9 к Санитарным правилам для общепита). Не позднее 10 января следующего года юридические лица и предприниматели представляют в Роспотребнадзор годовой отчет по схеме, указанной в данном документе (п. 4.17 Методических указаний МосМУ 5.1.008-01).

<4> Утверждены Главным государственным санитарным врачом по г. Москве 21.12.2001.

Аналогичные рекомендации разработаны в Санкт-Петербурге <5> и других субъектах РФ, например в Ростовской области <6>. А на сайте Роспотребнадзора (www.61.rospotrebnadzor.ru) в разделе "Документы/Прочие документы" можно также ознакомиться с примерными программами производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий для организаций общественного питания в Ростовской области.

<5> Приказ Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге от 16.01.2002 N 23 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению производственного контроля на объектах, занятых производством и реализацией пищевых продуктов".
<6> Методические рекомендации для предпринимателей "Организация производственного контроля" (ред. от 15.06.2007).

Выявление нарушений санитарных правил

В соответствии с требованиями разд. V СП 1.1.1058-01 при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля предприятие общепита должно принять меры, направленные на устранение этих нарушений и недопущение их возникновения, а именно:

  • приостановить (прекратить) свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг;
  • прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной (безвредной) для человека, снять с реализации продукцию, представляющую опасность для человека, и принять меры по применению (использованию) такой продукции в целях, исключающих причинение вреда человеку, или ее уничтожению;
  • информировать Роспотребнадзор о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил;
  • принять другие меры, предусмотренные действующим законодательством.

Ответственность

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение штрафа на должностных лиц и предпринимателей - от 500 до 1000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 6.3 КоАП РФ). В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Так, например, согласно Постановлению ФАС УО от 27.09.2010 N Ф09-7616/10-С1 предприятие было привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ, в том числе и за то, что производственный лабораторный контроль в пищеблоке осуществлялся несвоевременно и не в полном объеме.

Заметим, что встречаются случаи, когда предприятия общепита привлекались к административной ответственности на основании другой нормы КоАП РФ - ст. 6.6. В частности, согласно Постановлению Первореченского районного суда г. Владивостока от 12.11.2009 N 5-400/2009 в связи с тем, что в кафе не был организован производственный, в том числе лабораторный, контроль за соблюдением санитарных правил и норм, предприятие было привлечено к административной ответственности по указанной статье. В Постановлении ФАС ВСО от 18.08.2010 N А33-1306/2010 предприятие также было привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушения, выразившиеся:

  • в несоблюдении порядка и периодичности проведения производственного контроля в соответствии с объемом и кратностью программы, в том числе лабораторных исследований вырабатываемых пищевых продуктов на показатели безопасности (не представлены протоколы лабораторных исследований);
  • в непроведении производственного контроля за условиями труда работающих;
  • в непредставлении протоколов лабораторных испытаний параметров микроклимата, освещения, шума на рабочих местах в помещении кафе.

Напомним, ст. 6.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и др.), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению. В этом случае штраф должностным лицам и предпринимателям составляет от 2000 до 3000 руб., юридическим лицам - от 20 000 до 30 000 руб. В качестве альтернативы штрафу предпринимателям и юридическим лицам также является административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Иначе говоря, данная статья затрагивает требования Федерального закона N 52-ФЗ. Статья 6.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, допущенные при организации питания населения, в том числе выражающиеся в нарушениях регламентирующих указанные правоотношения санитарно-эпидемиологических правил.

Несмотря на противоречивые примеры арбитражной практики, приведенные выше, большинство арбитров считает, что ст. 6.3 КоАП РФ является общей нормой, а ст. 6.6 КоАП РФ - специальной по отношению к ст. 6.3 и применяется в отношении должностных и юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации питания населения. Соответственно, в тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм, помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме (Постановления ФАС ЦО от 23.06.2010 N А14-13051/2009485/24, от 29.01.2010 N А48-1861/2009, ФАС СКО от 07.04.2010 N А53-18983/2009, от 13.03.2009 N А25-1306/2008-12, ФАС ВСО от 13.02.2008 N А33-10711/07-Ф02-142/08).

На то, что специальная норма права, предусматривающая состав административного правонарушения, применяется приоритетно по сравнению с аналогичной общей нормой, указывает и Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 N 01/5288-9-32, отмечая при этом, что должностные лица иногда подходят к применению норм КоАП РФ субъективно. Например , административное правонарушение необоснованно квалифицируется по ст. 6.3 КоАП РФ вместо того, чтобы квалифицировать его по статьям специальным, в частности по ст. 6.6 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения), которая предусматривает наложение административного штрафа в большем размере, чем по ст. 6.3 КоАП РФ. Вместе с тем в данном Письме Роспотребнадзор отмечает, что в отношении предприятий общественного питания, для которых в случае нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания предусматривается административная ответственность согласно ст. 6.6 (общая норма), отсутствие или невыполнение программы производственного контроля на таких предприятиях не должно квалифицироваться иначе как по ст. 6.3 КоАП, являющейся специальной в случаях обнаружения правонарушений, связанных с невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Почему в ситуации, связанной с производственным контролем, ст. ст. 6.3 и 6.6 КоАП РФ поменялись местами, объяснить сложно.

Примерная типовая программа лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на предприятиях общественного питания

N
п/п
Наименование
объекта
производственного
контроля
Объект
исследования
и (или)
исследуемый
материал
Определяемые
показатели
Периодичность
производственного
контроля
Нормативная,
нормативно-
техническая и
методическая
документация,
регламентирующая
проведение
исследований,
испытаний и т.п.
1 2 3 4 5 6
1 Входной контроль
показателей
качества и
безопасности
поступающего сырья
и пищевой
продукции
Сырье и
пищевая
продукция
- соответствие видов
и наименований
поступившей
продукции маркировке
на упаковке и
товарно-
сопроводительной
документации;
- соответствие
принадлежности
продукции к партии,
указанной в
сопроводительной
документации;
- соответствие
упаковки и
маркировки товара
требованиям
действующего
законодательства и
нормативов (объем
информации, наличие
текста на русском
языке и т.д.)
Каждая партия
поступающих сырья
и пищевых
продуктов
Технические
регламенты на
соответствующие виды
продукции;
Федеральный закон от
02.01.2000 N 29-ФЗ;
СП 2.3.6.1079-01;
ГОСТ Р 51074-2003;
СанПиН 2.3.2.1078-01
2 Контроль на этапе
технологических
процессов
Процессы
изготовления,
готовая
продукция
Лабораторный и
инструментальный
контроль:
- на этапах
технологического
процесса
(овоскопирование
яйца, контроль
качества фритюрных
жиров);
Ежедневно СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.3.2.1078-01;
нормативная и
техническая
документация
- готовой
продукции:
а) органолептические
показатели;
б) физико-химические
и микробиологические
показатели;
Ежедневно, каждый
вид блюда 1 раз в
6 месяцев, 30% от
каждого вида блюд
собственного
производства
- воды питьевой:
лабораторные
исследования воды
питьевой
(органолептические,
микробиологические
показатели)
2 раза в год СП 2.3.6.1079-01;
СанПиН 2.1.4.1074-01
3 Санитарно-
эпидемиологический
режим
Санитарная
обработка
помещений,
оборудования,
инвентаря
Смывы с объектов
производственного
оборудования,
инвентаря,
резервуаров, тары,
рук и спецодежды
персонала
1 раз (не менее
10 смывов) в
квартал
СП 2.3.6.1079-01
4 Производственная
среда
Условия труда
на рабочем
месте
Проведение
инструментальных
исследований и
измерений вредных и
опасных
производственных
факторов на рабочем
месте:
1) физические
факторы:
- микроклимат
(температура,
влажность и скорость
движения воздуха);
2 раза в год
(холодный и
теплый периоды
года)
СП 1.1.1058-01;
СП 1.1.2193-07;
СП 2.3.6.1079-01;
Руководство
Р 2.2.2006-05
(утв.
Роспотребнадзором
29.07.2005)
- температура
рабочих
поверхностей;
Один раз в год
- освещение,
тепловое излучение,
шум, вибрация;
При вводе в
эксплуатацию и
при вводе нового
оборудования
2) химические
факторы: физиолого-
эргономические
исследования
(физические,
динамические
нагрузки, масса
поднимаемого и
перемещаемого груза
вручную,
стереотипные рабочие
движения,
статические
нагрузки, рабочая
поза, перемещение в
пространстве,
интеллектуальные,
сенсорные,
эмоциональные
нагрузки,
монотонность
нагрузок, режим
работы)
При аттестации
рабочих мест

В.А.Кузнецова

Эксперт журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"

СанПин 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ - СП 1.1.1058-01

утв. Постановлением Главного государственного

санитарного врача РФ от 27.03.2007 N 13)

На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, постановляю:

Ввести в действие санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., с 1 января 2002 года.

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Утверждаю

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации,

Первый заместитель

Министра здравоохранения

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

Срок действия - десять лет.

1.1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ САНИТАРНЫХ

ПРАВИЛ И ВЫПОЛНЕНИЕМ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ

(ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ) МЕРОПРИЯТИЙ

Санитарные правила

СП 1.1.1058-01

(в ред. Изменений и дополнений N 1,




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top