Содержание третьего этапа сестринского процесса. Определение сестринского дела, его цели и задачи

Содержание третьего этапа сестринского процесса. Определение сестринского дела, его цели и задачи

Тема 2.31.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Учебные цели:

формировать профессиональные компетенции

Сестринское дело (Лечебное дело)

ПК 4(7).3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждений здравоохранения и на дому.

ПК 4(7).5. Оформлять медицинскую документацию.

Формировать знание о способах реализации сестринского ухода.

2. Развивающие цели:

Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней (ОК 4(7).1.);

3. Воспитательные цели:

Способствовать развитию способности организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем (ОК 4(7).2.).

Исходный материал

Тема 2.34. Способ реализации сестринского ухода – сестринский процесс

Сестринский процесс – метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Сестринской процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от неё не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентом, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

Что дает сестринский процесс для практики? Какие ставит цели?

Определяет конкретные потребности пациента в уходе;

Выделяет из ряда существующих потребностей приоритеты по уходу и ожидаемые результаты ухода, кроме этого, прогнозирует его последствия;

Определяет план действий, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента;

Оценивает эффективность проведенной работы, эффективность сестринского вмешательства;

Гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

Цель сестринского процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей человека, чтобы обеспечить пациенту даже в состоянии болезни приемлемое качество жизни.

Преимущество внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и сестринской практики:

Системный и индивидуальный подход к обеспечению сестринского ухода;

Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

Возможность широкого применения стандартов профессиональной деятельности ;

Эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем пациента;

Универсальность метода;

Пациент получает всестороннее и качественное медицинское обслуживание;

Качество предоставляемой помощи и профессионализм медицинско й сестры документируются;

Демонстрирует уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медсестринской службы, медицинского обслуживания;

Гарантирует безопасность проведения медицинского обслуживания.

Сестринский процесс состоит из пяти этапов. Каждый этап является существенной стадией в решении проблем пациента и тесно взаимосвязан с другими четырьмя этапами.

Первый этап – сестринское обследование.

Сестринское обследование делится на субъективное и объективное.

Субъективное обследование позволяет изучить мнение пациента о его состоянии. При проведении субъективного обследования в основном используется метод опроса. Субъективная информация о пациенте представлена четырьмя разделами:

1. Общие сведения о пациенте (фамилия, имя, отчество, место проживание, место работы (учебы), группа инвалидности, данные полиса обязательного медицинского страхования, группа крови, резус-фактор, способ транспортировки, врачебный диагноз).

2. Проблемы пациента в настоящее время (жалобы).

3. История (anamnesis) болезни (когда началось заболевание, как началось, как развивалось, какое проводилось обследование, лечение и его эффективность).

4. История (anamnesis) жизни (условия, в которых рос и развивался человек; перенесенные заболевания, операции, травмы; профессиональные вредности; наличие вредных привычек; питание; наследственность; аллергологический анамнез ; дополнительно изучается материальное положение пациента, его интересы, вероисповедание ; социальное окружение).

Объективное сестринское обследование позволяет получить объективную (профессиональную) точку зрения на состояние пациента. В данном случае используются осмотра пациента, в том числе физическое обследование (пальпация – прощупывание, перкуссия – простукивание, аускультация – прослушивание), дополнительные методы диагностики (лабораторная и инструментальная диагностика).

При проведении сестринского обследования важно знать об источниках информации о пациенте :

1. Сам пациент.

2. Немедицинское окружение пациента (близкие, родственники).

3. Медицинское окружение пациента (другие медицинские работники, которые также работают с пациентом).

4. Медицинская документация (амбулаторная карта больного и другие).

5. Медицинская литература (можно пополнить свои знания, если встретился пациент с редким заболеванием).

Цель данного этапа – собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его состоянии в момент обращения за помощью. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна будет полученная ею информация. Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме. Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медицинской сестры, выполнением ею плана ухода и рекомендация врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медицинской сестры.

Как только медсестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается второй этап сестринского процесса – сестринская диагностика . Сестринская диагностика предполагает четкую интерпретацию собранной информации в сестринский диагноз, который содержит в себе:

1. Нарушенные потребности пациента.

2. Проблемы пациента (настоящие, потенциальные, приоритетные).

Потребность – это физический, психосоциальный или духовный дефицит, который человек испытывает на протяжении всей жизни, и который ему необходимо постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Американский психологи Авраам Маслоу изучил побудительные мотивы поведения человека, и выделил 14 основных потребностей, расположил их в порядке подчиненности (от низших физиологических к высшим психосоциальным) в виде пирамиды.

Нарушение удовлетворения той или иной потребности называется проблемой пациента.

Проблемы могут быть настоящими , то есть существующими в настоящий момент. Потенциальные проблемы – это проблемы, которых нет, но они могут возникнуть, например, риск развития осложнений существующего заболевания.

Кроме того, все проблемы пациента можно разделить на три условные группы:

Физиологические проблемы (проблемы, связанные с нарушением здоровья – кашель, насморк, боли различной локализации, тошнота, рвота, одышка и т. д.);

Психосоциальные – конфликты в семье, на работе, дефицит общения, замкнутость, отрешенность и т. д.;

Духовные – проблемы, связанные с религиозной сферой жизни пациента (необходимость помолиться, покаяться и т. д.).

Для систематизации проблем и определения очередности их решения выделяют приоритетные проблемы, то есть главные. Среди приоритетных проблем определяют первичный, промежуточный и вторичный приоритеты.

Первичные приоритеты – проблемы, связанные с заболеванием, и требующие неотложного решения (например, неотложные состояния).

Промежуточные приоритеты – проблемы, связанные с заболеванием, но не требуют неотложного решения, решаются постепенно в плановом порядке.

Вторичные приоритеты – проблемы, не связанные с заболеваниями, не требующие неотложного решения (например, конфликт в семье).

Критерии выбора приоритетов:

1. Острые, неотложные состояния.

2. Проблемы, наиболее важные на взгляд пациента.

3. Проблемы, которые могут привести к развитию осложнений.

4. Проблемы, решение которых повлечет за собой решение других проблем.

Сестринский диагноз при остром бронхите :

Нарушенные потребности – дышать, быть здоровым, поддерживать температуру тела, работать. Преимущественно нарушена потребность «дышать».

Настоящие проблемы – сухой кашель, заложенность носа, фебрильная лихорадка (38,3˚С), слабость.

Первичный приоритет – фебрильная лихорадка (38,3˚С).

Промежуточный приоритет – слабость, заложенность носа, сухой кашель.

Вторичного приоритета в данном случае нет.

Потенциальная проблема – риск развития острой дыхательной недостаточности.

Формулируем сестринский диагноз – нарушение дыхания: фебрильная лихорадка (38,3˚С), слабость, заложенность носа, сухой кашель, риск развития острой дыхательной недостаточности, связанные с острым бронхитом.

Отличие сестринского и врачебного диагнозов

Врачебный диагноз

Сестринский диагноз

Интерпретация заболевания

(острый бронхит)

Описание нарушенных потребностей и проблем пациента (нарушение дыхания: фебрильная лихорадка (38,3˚С), слабость, заложенность носа, сухой кашель, риск развития острой дыхательной недостаточности, связанные с острым бронхитом)

Ставится один

Сестринских диагнозов может быть несколько

Не изменяется, если поставлен правильно

Может меняться со временем (в течение 2-3 дней может быть решена проблема заложенности носа или фебрильная лихорадка, в связи с этим изменится формулировка сестринского диагноза)

Ставится одному человеку

Может быть поставлен группе людей, обществу

После обследования пациента и установления сестринского диагноза, медсестра формулирует цели ухода, ожидаемые результаты и сроки, а также методы, способы, приемы, необходимые для достижения цели. Она переходит к третьему этапу сестринского процесса – определение целей и планирование сестринских вмешательств.

Планирование сестринского ухода состоит из четырех ступеней:

Определение ожидаемых результатов (целей сестринского ухода – краткосрочных и долгосрочных),

Определение типов сестринского вмешательства (составление плана сестринских вмешательств - зависимых, взаимозависимых, независимых),

Обсуждение плана ухода с пациентом,

Ознакомление с планом других членов бригады медицинской помощи для обеспечения непрерывности обслуживания.

Постановке целей сестринского ухода необходима по следующим причинам: она дает направление для индивидуального сестринского ухода, сестринских действий и используется для определения эффективности этих действий. Постановка целей должна соответствовать определенным требованиям: цели должны быть реальными и достижимыми, должны иметь конкретные сроки (принцип «измеряемости»).

Существует два вида целей:

Краткосрочные (достигаются в срок не более двух недель, например, у пациента снизится температура тела до субфебрильных цифр в течение 2 часов после приема жаропонижающих средств и сестринского ухода);

Долгосрочные (достигаются в срок более двух недель и до бесконечности, например, у пациента полностью восстановится подвижность правой верхней конечности через 1 месяц в результате проведения комплекса реабилитационных мероприятий – массажа, ЛФК, физиотерапии).

При составлении целей сестринского ухода необходимо помнить об их компонентах :

Действие (то, чего хотим достичь, например, у пациента снизится температура тела до субфебрильных цифр, или у пациента полностью восстановится подвижность правой верхней конечности);

Условие (посредством чего достигаем цели, например, после приема жаропонижающих препаратов и сестринского ухода, или в результате проведения комплекса реабилитационных мероприятий);

Критерий (дата, время, расстояние, например, в течение 2 часов, или через 1месяц).

Для чего нужен план сестринского ухода? План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связь с другими специалистами и службами. Письменный план ухода уменьшает риск некомпетентного ухода. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемые результаты.

При составлении плана сестринского ухода все вмешательства медицинская сестра делит на три категории, выбор которой основывается на нуждах пациента:

- независимые сестринские вмешательства – предусматривают действия медицинской сестры по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача или указаний от других специалистов. Например: обучение пациентов навыкам самоухода, оказание ему помощи в адаптации к его болезненному состоянию, расслабляющий массаж, советы относительно его здоровья (беседы о вреде и борьбе с вредными привычками, о рациональном или лечебном питании и т. д.), обучение членов семьи приемам ухода за больным и т. д.

- зависимые сестринские вмешательства – выполняются медицинской сестрой на основании назначений и рекомендация врача, под его наблюдением. В данном случае медицинская сестра выступает в роли исполнителя. Например, подготовка пациента к диагностическому обследованию, медикаментозное лечение, выполнение некоторых медицинских процедур (применение грелки, пузыря со льдом, постановка клизм и т. д.).

В условиях гарантии качества медицинской помощи медицинская сестра также не должна пассивно выполнять все назначения врача. Она должна уметь определить, является ли данное назначение необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного средства, учтены ли противопоказания, совместимо ли это лекарство с другими препаратами, назначенными пациенту. Медицинская сестра не перепроверяет врача в данном случае, а помогает ему, так как врач, как и любой другой человек, может ошибиться. Необходимо помнить, что медицинская сестра, выполняя неверное или ненужное назначение врача, также ответственная за последствия, как и тот, кто его назначил.

- взаимозависимые сестринские вмешательства – предусматривают совместную деятельность медицинской сестры с другими специалистами – физиотерапевтом, инструктором по ЛФК, сотрудниками социальной помощи.

Ответственность медсестры одинаково велика для всех типов сестринских вмешательств.

По итогам третьего этапа сестринского процесса, медицинская сестра оформляет карту сестринского процесса (на данном этапе заполняются все колонки, кроме последней):

Составив план сестринских вмешательств, медицинская сестра переходит к его выполнению, то есть к четвертому этапу сестринского процесса – реализация плана сестринских вмешательств . Его целью является оказание помощи пациенту в удовлетворении его основных потребностей; обучение и консультирование самого пациента и членов его семьи (при необходимости).

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько методов ухода: это помощь, связанные с жизненными ежедневными потребностями, уход для достижения терапевтических целей, уход для достижения хирургических целей, уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания (создание благоприятной окружающей среды, стимулирование и мотивирование пациента) и т. п. Каждый из методов включает теоретические и клинические навыки.

Потребность пациента помощи может быть временной, постоянной или реабилитирующей. Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода, например, при вывихах, мелких хирургических вмешательствах и т. д.. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни – при ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника и костей таза, при параличе после острого нарушения мозгового кровообращения и т. д.. Реабилитационная помощь – процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика, беседа с пациентом.

Среди методов осуществления мероприятий по уходу большую роль играет беседа с пациентом совет, который может дать медицинская сестра в определенной ситуации. Совет – это эмоциональная, интеллектуальная и психологическая помощь , которая помогает пациенту подготовиться к настоящим или предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при любом заболевании и облегчает межличностные отношения между больным, семьей, медицинским персоналом. В число пациентов, которым требуется совет, относятся и те, которым нужно приспособиться к здоровому образу жизни – бросить курить, похудеть, увеличить степень подвижности и т. д.

На данном этапе пациент выступает в качестве соучастника в процессе оказания сестринской помощи, а не является пассивным наблюдателем.

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

1. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни.

2. Наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестринских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза, и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется состояние пациента и поставленные цели не реализуются.

Нередко медицинская сестра работает в условиях дефицита времени, что связано с неукомплектованностью сестринскими кадрами, большим количеством пациентов и т. д. В этих условиях медицинская сестра должна определить: что должно быть выполнено немедленно; что должно выполняться по намеченному плану; что может быть сделано, если останется время; что можно и нужно передать по смене.

Осуществление сестринских вмешательств сопровождается постоянной оценкой качества оказываемой помощи, т. е. медсестра переходит к пятому этапу сестринского процесса – оценка результатов и коррекция сестринского ухода. Медицинская сестра проводит сравнение полученных результатов с поставленными целями, оценивает эффективность запланированных сестринских вмешательств, осуществляет дальнейшее планирование сестринского ухода. Процесс итоговой оценки необходим для завершения сестринского процесса и для того, чтобы проанализировать:

Успешное продвижение пациента к запланированным целям или наоборот;

Достижение желаемых результатов или наоборот;

Необходимость в дополнительной помощи.

Важное значение на данном этапе имеет мнение пациента о проведенных сестринских мероприятиях. Оценка всего сестринского процесса производится в том случае, если пациент выписывается, если его перевели в другое отделение, если он скончался.

Оценку можно интерпретировать как «положительную» , если полученные результаты совпали с намеченными целями; в этом случае, сестринский процесс может быть завершен. Если цели не достигнуты или достигнуты частично, в этом случае оценка интерпретируется как «отрицательная» , и требуется пересмотр плана сестринского ухода и его коррекция.

Задание для закрепления и систематизации новых знаний

Используя конспект, заполните предложенные схемы:

Источники информации о пациенте:

1.____________________________

2.____________________________

3.____________________________

4.____________________________

5.____________________________

Список использованных источников

1. Двойников, сестринского дела. Учебное пособие для студентов факультета высшего сестринского образования [Текст]/ , .- ГП «Перспектива».- Москва.- 2002.-160с.

Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.

Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:

Ø оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;

Ø оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;

Ø оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.

Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.

Цель пятого этапа сестринского процесса - определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.

На этом этапе медсестра:

Ø определяет достижение цели;

Ø сравнивает с ожидаемым результатом;

Ø формулирует выводы;

Ø делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.

Новое состояние пациента может быть:

Ø лучше прежнего состояния;

Ø без изменений;

Ø хуже прежнего состояния.

Если цели не достигнуты медсестре необходимо:

Ø выявить причину – поиск допущенных ошибок;

Ø изменить саму цель – сделать ее более реалистичной;

Ø пересмотреть сроки достижения цели;

Ø ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.


ПОТРЕБНОСТИ ПАЦИЕНТА

Потребность - это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Причем очень важно, что делать это он должен самостоятельно, только тогда он будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлет­ворения хотя бы одной из потребностей развивается состояние диском­форта. Например, в процессе своей жизни человек постоянно испытывает дефицит в пище и должен его восполнять путем удовлетворения потреб­ности ЕСТЬ. Тяжелобольной пациент не может самостоятельно питаться, что приводит его в состояние дискомфорта. Даже если мы его накормим, дискомфорт сохранится, так как утеряна самостоятельность в удовлетво­рении данной потребности.

Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не болезнь пациента а определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия, чтобы эти потребности удовлетворить.

Для этого медсестра должна собрать полную информацию о своем пациенте: как он удовлетворяет свои потребности, то есть осуществить первый этап сестринского процесса. Только ясно и отчетливо представляя себе удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента, медсестра может сформулировать проблемы сестринского ухода, поставить цели ухода, продумать и составить план индивидуального ухода, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медсестра может рассчитывать на понимание и поддержку пациента в организации ухода за ним и эффективно ориентировать его на улучшение своего состояния.

Из всех потребностей человека психолог А.Маслоу выделил 14 основных жизненно-важных потребностей. К ним относятся потребности:

4. Выделять

5. Спать, отдыхать

6. Быть чистым

7. Одеваться, раздеваться

8. Поддерживать температуру

10. Избегать опасности

11. Двигаться

12. Общаться

13. Иметь жизненные ценности

14. Играть, учиться, работать


ИЕРАРХИЯ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ

Первую ступень пирамиды А.Маслоу представляют низшие физиоло­гические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. Это потребности в вы­живании. К ним относятся потребности:

4. Выделять

Человек на протяжении всей cвоей жизни растет, развивается, посто­янно контактирует с окружающей его средой. В связи с этим у него возни­кают такие жизненно-важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потреб­ности, обеспечивающие человеку собственную безопасность: защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Они составляют вторую ступень пирамиды Маслоу. Это потребности:

5. Спать, отдыхать

6. Быть чистым

7. Одеваться, раздеваться

8. Поддерживать температуру

9. Поддерживать состояние, или быть здоровым

10. Избегать опасности

11. Двигаться

Обе эти ступени составляют фундамент (основание, опору) пирамиды Маслоу.

К третьей ступени пирамиды А.Маслоу относятся потребности в при­надлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим об­ществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:

12. ОБЩАТЬСЯ

Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА: в работе, жизни, семье, стремлении к гармо­нии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4-ю ступень пирами­ды Маслоу и представлены потребностью ИМЕТЬ ЖИЗННЕНЫЕ ЦЕННОСТИ.

И, наконец, вершину пирамиды, 5-ю ступень, составляют потребности в СЛУЖЕНИИ, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ И ИГРАТЬ. Под­робную характеристику каждой потребности см. ниже.

Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом (см. рисунок N1), и мы уви­дим, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие ниж­ние ее ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психо­социальные потребности.

Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и твор­ческого благополучия.

ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ

Потребность ДЫШАТЬ:

Понятие о потребности

Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой

О нарушении потребности медсестра узнает, проведя объективное и субъективное обследование пациента.

1. Субъективное обследование:

(осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жа­лоб).

При нарушении потребности дышать у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:

Ø боль в грудной клетке

В беседе с пациентом, медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность дышать:

Ø курение;

Ø работа, проживание в условиях загазованной или запыленной ат­мосферы.

2. Объективное обследование:

(медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента).

При объективном обследовании может быть:

Ø изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность)

Ø затруднение дыхания через нос

Ø изменение частоты, ритма или глубины дыхания

Ø лихорадка

1. Одышка;

2. Кашель;

3. Боль в грудной клетке, связанная с дыханием;

4. Удушье;

5. Риск нарушения дыхания в связи с курением;

6. Высокий риск от удушья.

1. медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где на­ходится пациент;

2. медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облег­чающее пациенту дыхание (при необходимости - дренажное);

3. медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию;

4. медсестра проведет мероприятия по очищению дыхательных пу­тей;

5. медсестра проведет простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.

Потребность ЕСТЬ:

Понятие о потребности

Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищи - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Нарушение аппетита

Отрыжка

Тошнота

Боли в животе

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:

Погрешность в диете

Нарушение режима питания

Переедание

Злоупотребление алкоголем

Отсутствие зубов, кариозные зубы

2. Объективное обследование:

Запах изо рта

Наличие кариозных зубов

Рвота во время обследования

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) боль в животе;

2) тошнота;

4) нарушение аппетита;

5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;

6) ожирение.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;

2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;

3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;

4) медсестра научит пациента приемам борьбы с тошнотой и отрыж­кой;

5) медсестра проведет беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюде­ния.

Потребность ПИТЬ:

Понятие о потребности

Удовлетворяя потребность ПИТЬ, ^еловек осуществляет доставку во­ды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно-важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.

1. Субъективное обследование:

Сухость во рту

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:

Употребление недоброкачественной воды

Потребление недостаточного или избыточного количества воды

2. Объективное обследование:

Сухость кожи и слизистых

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

2) сухость во рту;

3) обезвоживание.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;

2) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости употреб­ления доброкачественной воды.

Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

Понятие о потребности

Удовлетворяя потребность выделять, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.

Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пи­щеварительной систем, кожи и органов дыхания.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Вздутие живота

Нарушение мочеиспускания и мочеобразования

Отсутствие мочи

Малое количество мочи

Увеличенное количество мочи

Частое болезненное мочеиспускание

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность выделять:

Нарушения в диете

Малоподвижный образ жизни

Переохлаждение

2. Объективные обследование:

Отеки явные;

Отеки скрытые;

Изменение характера стула;

Сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;

Изменение количества мочи;

Визуальное изменение мочи.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

3) отсутствие мочи (анурия);

4) острая задержка мочи;

5) риск появления опрелости в области складок промежности.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;

2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и моче­приемником;

3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит са­ма гигиенические мероприятия после физиологических отправле­ний;

4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;

5) медсестра проведет беседу с пациентом и родственниками о харак­тере предписанной диеты и необходимости ее соблюдения.

Потребность СПАТЬ:

Понятие о потребности

Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабочен­ность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нерв­ной системы, а значит, к нарушению функций различных органов.

Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вред­ные воздействиями восстанавливает силы организма.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Бессонница

Нарушение сна

Прерывистый сон

Сонливость

Засыпание под утро

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬ И ОТДЫ­ХАТЬ:

Отсутствие отдыха в течение дня

Чрезмерная загруженность работой

Отсутствие отпуска и выходных

2. Объективное обследование:

Выражение лица (усталость, утомленость, потухший взгляд, бед­ная мимика);

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1. отсутствие сна;

2. нарушение сна.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1. Медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;

2. Медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулиро­ванию сна;

3. Например: стакан теплого молока с ложкой меда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга

4. Медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости ежеднев­ного отдыха;

5. Медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдых.

Потребность

ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУ­РУ ТЕЛА:

Понятие о потребности

Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечи­вается:

1) путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи орга­низма;

2) одеждой по сезону;

3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Потливость

Чувство жара

Головная боль

Ломота в теле, суставах

Сухость во рту

2. Объективное обследование:

Гиперемия лица

Появление "гусиной кожи"

Горячая на ощупь кожа

Сухость кожи и слизистых

Трещины на губах

Изменение температуры тела

Учащение пульса и ЧДД

Влажная кожа

Отклонение в температурном режиме помещений

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) субфебрильная лихорадка втор<^ период;

2) пиретическая лихорадка первый период;

3) переохлаждение.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра обеспечит пациенту покой;

2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;

3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное пи­тье;

4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;

5) медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи;

6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела паци­ента;

7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;

8) медсестра будет контролировать температуру помещения.

Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:

Понятие о потребности.

Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют защитную функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны быть чис­тыми.

Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологи­ческому комфорту человека.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Кожный зуд

Боль и жжение в области естественных складок

2. Объективное обследование:

Изменение кожи в области естественных складок

Гиперемия

Нарушение целостности

Неприятный запах

Неприятный запах изо рта

Грязное белье

Неухоженные ногти

Сальные волосы

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) дефицит знаний о личной гигиене;

2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;

3) недостаточность самогигиены;

4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:

1) медсестра осуществит комплекс гигиенических мероприятий па­циенту;

2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;

3) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости личной г гигиены;

4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациен­том гигиенических навыков.

Потребность ДВИГАТЬСЯ:

Понятие о потребности

Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.

Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:

Слабостью

Отсутствием конечности

Наличием параличей

Расстройство психической деятельности

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:

Гиподинамия

Сидячая работа

Постоянная езда на транспорте

2. Объективное обследование:

Болезненность при движении

Изменения в области суставов

Гиперемия

Местное повышение температуры

Изменение конфигурации

Пассивное положение в кровати

Отсутствие конечности

1) ограничение физической активности;

2) отсутствие физической активности;

3) риск возникновения пролежней;

4) пролежни.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) при отсутствии движения или резком его ограничении медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;

2) медсестра будет проводить простейшие ЛФК и массаж в соот­ветствии с назначением;

3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплек­су ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнени­ем;

4) медсестра проведет беседу с пациентом о гиподинамии и ее по­следствиях.

Потребность ОДЕВАТЬСЯ ИЛИ РАЗДЕВАТЬСЯ:

Понятие о потребности

Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезо­ну, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлет­ворение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование:

Невозможность самостоятельно раздеться или одеться

Боль при движении

Паралич конечностей

Резкая слабость

Психические расстройства

2. Объективное обследование:

Пациент не может самостоятельно одеться или раздеться

Одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение

Одежда не соответствует сезону (отсутствие теплой одежды зимой)

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;

2) высокий риск переохлаждения;

3) высокий риск перегревания;

4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подо­бранной одежды.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;

2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;

3) медсестра проведет с пациентом беседу о необходимости одевать­ся по сезону.

Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:

Понятие о потребности

Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно-важных потребностей. Нарушение удовлетворения потребности быть здоровым наступает при потере человеком самостоятельности в ухо­де. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведет к нару­шению удовлетворения потребности быть здоровым. Другой пример - па­циент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кол­лапс и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворе­ния потребностей.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъектное обследование:

В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворять самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объеме.

Например:

Ø может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия лич­ной гигиены;

Ø нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправ­лениях (довести до туалета, подать судно);

Ø может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;

Ø может ли пациент двигаться без посторонней помощи;

Ø может ли самостоятельно есть и пить.

Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием па­циента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неот­ложную доврачебную помощь.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:

1. дефицит самоухода.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворе­нии потребности:

1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в актив­ности повседневной жизни:

Ø умывает

Ø подает судно

Ø одевает, раздевает

2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоя­тельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например:

По мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подает ему умывальные принадлежности в по­стель

3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в услови­ях его ограниченных возможностей.

  • III. Основные этапы процесса осуществления закупок промышленных товаров
  • IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 4.1.Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования и реализует

  • Цели сестринского процесса

    1. Обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния.
    2. Предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента.
    3. Помощь пациенту и его семье к дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой.
    4. Поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей или в обеспечении спокойной смерти.

    Преимущество использования сестринского процесса

    1. Индивидуальность, учёт клинических, личностных и социальных потребностей пациента.
    2. Возможность широкого использования стандартов сестринского ухода.
    3. Соучастие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

    Этапы сестринского процесса

    Сестринское обследование

    На данном этапе медицинская сестра собирает оформляет данные о пациенте. В ходе обследования между сестрой и пациентом должен быть установлен психологический контакт. Пациент должен доверять медицинскому работнику, ощущать уверенность, что о нём позаботятся должным образом и на уровне соответствующем достижениям современной медицины. Обследование бывает двух видов: субъективное (жалобы пациента) и объективное(контроль АД, ЭКГ и т. д.).

    Установление нарушенных потребностей пациента (Сестринский диагноз)

    На данном этапе медсестра выявляет реальные и потенциальные проблемы пациента, которые она должна устранить в силу своей профессиональной компетенции. В других странах этот этап называется сестринский диагноз, что не может быть оправдано в России, поскольку диагностикой и лечением занимается врач.

    Планирование сестринского ухода

    На третьем этапе сестринского процесса медсестра составляет план сестринского ухода с мотивацией своих действий. При этом медицинская сестра должна руководствоваться стандартами сестринской практики, которые рассчитаны на работу в типичной ситуации, а не с отдельным пациентом. От медсестры требуется умение гибко применять стандарт в реальной ситуации. Она имеет право дополнить план действий, если она сможет аргументировать вносимые дополнения.

    Реализация плана сестринских вмешательств

    Цель медицинской сестры на данном этапе обеспечить соответствующий уход за пациентом, провести обучение и консультирование по необходимым вопросам. Медицинская сестра должна помнить, что все сестринские вмешательства основаны:

    1. На знании цели.
    2. На индивидуальном подходе и безопасности.
    3. Уважении к личности.
    4. Поощрения пациента к самостоятельности.

    Оценка эффективности и коррекция ухода

    Данный этап включает реакции пациента на вмешательство, мнение пациента, достижение поставленных целей, качество оказанной помощи в соответствии со стандартами.

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Сестринский процесс" в других словарях:

      Схематическое изображение сестринского хроматидного обмена … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Сестра (значения) … Википедия

      Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия

      Плоидность число одинаковых наборов хромосом, находящихся в ядре клетки или в ядрах клеток многоклеточного организма. Диплоидн … Википедия

      Село Ахты лезг. Ахцагьар … Википедия

      Типы инверсий … Википедия

      ПОСЛЕРОДОВЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ - возникают в послеродовом периоде (в первые 6 – 8 нед после родов) и непосредственно связаны с беременностью и родами. Различают инфекционные и неинфекционные послеродовые заболевания. Инфекционные (септические) послеродовые заболевания… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Книги

    • Теория сестринского дела и медицина катастроф , Н. В. Кузнецова , Т. Н. Орлова , А. А. Скребушевская , Книга состоит из трех разделов. В разделе "Теория сестринского дела" представлено современное видение сестринского дела: особенности сестринской этики, теория потребностей, модели… Издатель: ГЭОТАР-Медиа ,
    • Сестринский уход в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Практикум , Обуховец Тамара Павловна , Практикум написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 0406&171;Сестринское дело&187;и программой дисциплины&171;Сестринское дело в терапии с курсом… Серия:

    Научность, системность, индивидуальность.

    История вопроса

    Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов и в настоящее время получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов – и в западноевропейских моделях сестринского дела. Модели сестринского дела основаны на сестринской философии, отражают знания и практические изменения не только с/дела, но и других дисциплин (этика, медицина, психология, философия, социология и т.д.).

    Все концептуальные модели с/дела (Орем, Рой, Хендерсон и др.) включают в себя четыре аспекта с/дела:

    1. пациент;

    2. сестринское дело;

    3. окружающая среда;

    4. здоровье.

    Требования к профессиональному уходу:

    В настоящее время с/процесс является сердцевиной с/образования и создает теоретическую научную базу с/помощи в России.

    Сестринский процесс – это научный метод с/практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

    С/процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей с/дела.

    С/процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники», умения индивидуализировать и систематизировать уход. Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медсестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между м/с и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

    Конкретно с/процесс подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством с/ухода.

    С/процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медсестры.

    Сестринское дело – часть системы здравоохранения, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

    Сестринский процесс:

    1. метод организации и практического осуществления медсестрой своих обязанностей по обслуживанию пациента;



    2. последовательность шагов и действий, направленных на достижение целей;

    3. это то, что формирует мышление медсестры, что заставляет ее думать и действовать как профессионала.

    Сестринский диагноз:

    1. утверждение, которое описывает настоящую или потенциальную проблему пациента, которую медсестра уполномочена и компетентна устранить;

    2. это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь. Эта реакция может быть физиологическая, психологическая, социальная.

    Пациент – это человек (индивид), который нуждается в с/уходе и получает его.

    Медицинская сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию с/дела и допущенный к с/практике.

    Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей (условий), где происходит жизнедеятельность человека.

    Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

    Медицина – диагностика и лечение заболеваний, болезненных состояний.

    Болезнь – такое изменение в физиологическом, психосоциальном и духовном состоянии человека, которое приводит к снижению его возможностей и продолжительности жизни.

    Болезненное состояние – личное ощущение нездоровья, болезни, состояние отклонения от нормального функционирования организма в целом. Болезненное состояние может быть как при наличии болезни, так и при ее отсутствии.

    Человек – целостная, динамическая саморегулирующая биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

    Личность – общественная сущность человека.

    Цель сестринского процесса.

    Этапы сестринского процесса,

    их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.

    Сестринский процесс является организационной структурой для обучения практики с/дела.

    Три основные характеристики с/процесса:

    · цель

    · организация

    · творчество

    I. Цель с/процесса – обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть, обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Эту же мысль можно выразить по-другому:

    Цель с/процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей пациента или спокойная смерть.

    «Уникальной задачей медсестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью, спокойной смерти или выздоровлению, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями или волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. М/с - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить (теория В. Хендерсон).

    Достижение цели с/процесса осуществляется путем решения следующих задач:

    · создание базы информационных данных о пациенте;

    · определение потребностей пациента в с/уходе;

    · обозначения приоритетов в с/обслуживании, их первоочередности;

    · составление плана ухода, мобилизация необходимых ресурсов и реализация плана, т.е. оказания с/помощи прямо и косвенно;

    · оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

    II. Организация – последовательность мер, необходимых для достижения поставленной цели.

    Организационная структура с/процесса состоит из 5 основных этапов:

    1) Обследование – сбор информации о состоянии здоровья пациента. Медсестра собирает свою информацию о пациенте из различных источников. Информация необходима для определения проблемы, возникшей у пациента.

    2) Сестринский диагноз – определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента.

    3) Планирование – определение программы действий. План ухода индивидуален, основывается на информации о пациенте и на его диагнозе. Планирование включает в себя ожидаемый результат, цели и план действий.

    4) Вмешательство (выполнение, реализация) – это непосредственные действия, обеспечивающие выполнение плана; это медицинское обслуживание пациента (то, что делается руками).

    5) Оценка – исследование реакций пациента на вмешательство медсестры. М/с отмечает прогресс в улучшении состояния здоровья пациента или резкое ухудшение.

    Каждая из 5-ти ступеней является существенной стадией в решении основной проблемы пациента. Стадии тесно взаимосвязаны. Каждая последующая стадия вытекает и зависит от предыдущей. Эта последовательность представляет собой логическую цепочку. Во время обследования м/с собирает информацию, которая важна для определения проблемы. Насколько правильно определена проблема, настолько верно и профессионально будет запланирована и обеспечена помощь. Естественно, оценка будет также зависеть от правильности предыдущих 4-х этапов.

    III. Творчество – творческие способности чаще всего подвержены влиянию преподавателей. Углубление и продолжение образования расширяет творческие способности медсестры. Опытная м/с может применять свои знания и навыки в разрешении проблем различной трудности.

    Сестринский процесс

    Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

    Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

    В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:

    1 этап - Сестринское обследование

    2 этап – Выявление проблем

    3 этап - Планирование

    4 этап - Реализация плана ухода

    5 этап - Оценка

    СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

    первый этап сестринского процесса

    На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента

    Цель обследования пациента - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.

    Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

    Источниками субъективной информации являются:

    * сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;

    * близкие и родственники пациента.

    Источники объективной информации:

    * физическое исследование пациента по органам и системам;

    * знакомство с медицинской историей болезни.

    В процессе общения медсестры с пациентом очень важно попытаться установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием. Соблюдение некоторых правил общения с пациентом позволит медсестре достичь конструктивного стиля беседы и добиться расположения к себе со стороны пациента.

    Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.

    Расспрос играет огромную роль в:

    Предварительном заключении о причине болезни;

    Оценке и течении заболевания;

    Оценке дефицита самообслуживания.

    Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.

    Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.

    Расспрос складывается из пяти частей:

    Паспортная часть;

    Жалобы пациента;

    Anamnesis morbe;

    Anamnesis vitae;

    Аллергические реакции.

    Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.

    Из жалоб пациента выделяют:

    Актуальные (приоритетные);

    Главные;

    Дополнительные.

    Главные жалобы - это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.

    Anamnesis morbe (история заболевания) – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:

    Уточняют начало заболевания (острое или постепенное);

    Затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;

    Уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;

    Следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;

    Уточняют время наступления ухудшения.

    Anamnesis vitae (история жизни) – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.

    Anamnesis vitae собирается по схеме:

    1. биография пациента;

    2. перенесенные заболевания;

    3. условия труда и быта;

    4. интоксикация;

    5. вредные привычки;

    6. семейная и половая жизнь;

    7. наследственность.

    Объективное обследование:

    Физическое обследование;

    Знакомство с медицинской картой;

    Беседа с лечащим врачом;

    Изучение медицинской литературы по уходу.

    Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.

    Осмотр проводится по определенному плану:

    Общий осмотр;

    Осмотр определенных систем.

    Методы обследования:

    Основные;

    Дополнительные.

    К основным методам обследования относятся:

    Общий осмотр;

    Пальпация;

    Перкуссия;

    Аускультация.

    Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

    Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

    Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

    После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.

    Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).

    При общем осмотре определяют:

    1. общее состояние пациента:

    Крайне тяжелое;

    Средней тяжести;

    Удовлетворительное;

    2. положение пациента в постели:

    Активное;

    Пассивное;

    Вынужденное;

    3. состояние сознания (различают пять видов):

    Ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;

    Помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;

    Ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;

    Сопор – патологический сон, сознание отсутствует;

    Кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.

    4. данные антропометрии:

    5. дыхание;

    Самостоятельное;

    Затрудненное;

    Свободное;

    6. наличие или отсутствие одышки;

    различают следующие виды одышки:

    Экспираторная – затруднение выдоха;

    Инспираторная – затруднение вдоха;

    Смешанная;

    7. частоту дыхательных движений (ЧДД)

    8. артериальное давление (АД);

    9. пульс (Ps);

    10. данные термометрии и т. д.

    Артериальное давление - давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.

    Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.

    Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.

    Термометрия – измерение температуры тела термометром.

    Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.

    ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА –




    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top