Написать план конспект по теме эпителиальный ткань. Конспект занятия по ознакомлению со свойствами ткани с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Написать план конспект по теме эпителиальный ткань. Конспект занятия по ознакомлению со свойствами ткани с элементами экспериментирования в подготовительной группе

Совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям, называют тканью . В организме человека выделяют 4 основных группы тканей : эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную.

Эпителиальная ткань (эпителий) образует слой клеток, из которых состоят покровы тела и слизистые оболочки всех внутренних органов и полостей организма и некоторые железы. Через эпителиальную ткань происходит обмен веществ между организмом и окружающей средой. В эпителиальной ткани клетки очень близко прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.

Таким образом создается препятствие для проникновения микробов, вредных веществ и надежная защита лежащих под эпителием тканей. В связи с тем, что эпителий постоянно подвергается разнообразным внешним воздействиям, его клетки погибают в больших количествах и заменяются новыми. Смена клеток происходит благодаря способности эпителиальных клеток и быстрому .

Различают несколько видов эпителия – кожный, кишечный, дыхательный.

К производным кожного эпителия относятся ногти и волосы. Кишечный эпителий односложный. Он образует и железы. Это, например, поджелудочная железа, печень, слюнные, потовые железы и др. Выделяемые железами ферменты расщепляют питательные вещества. Продукты расщепления питательных веществ всасываются кишечным эпителием и попадают в кровеносные сосуды. Дыхательные пути выстланы мерцательным эпителием. Его клетки имеют обращенные кнаружи подвижные реснички. С их помощью удаляются из организма попавшие с воздухом твердые частицы.

Соединительная ткань . Особенность соединительной ткани – это сильное развитие межклеточного вещества.

Основными функциями соединительной ткани являются питательная и опорная. К соединительной ткани относятся кровь, лимфа, хрящевая, костная, жировая ткани. Кровь и лимфа состоят из жидкого межклеточного вещества и плавающих в нем клеток крови. Эти ткани обеспечивают связь между организмами, перенося различные газы и вещества. Волокнистая и соединительная ткань состоит из клеток, связанных друг с другом межклеточным веществом в виде волокон. Волокна могут лежать плотно и рыхло. Волокнистая соединительная ткань имеется во всех органах. На рыхлую похожа и жировая ткань. Она богата клетками, которые наполнены жиром.

В хрящевой ткани клетки крупные, межклеточное вещество упругое, плотное, содержит эластические и другие волокна. Хрящевой ткани много в суставах, между телами позвонков.

Костная ткань состоит из костных пластинок, внутри которых лежат клетки. Клетки соединены друг с другом многочисленными тонкими отростками. Костная ткань отличается твердостью.

Мышечная ткань . Эта ткань образована мышечными . В их цитоплазме находятся тончайшие нити, способные к сокращению. Выделяют гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань.

Поперечно-полосатой ткань называется потому, что ее волокна имеют поперечную исчерченность, представляющую собой чередование светлых и темных участков. Гладкая мышечная ткань входит в состав стенок внутренних органов (желудок, кишки, мочевой пузырь, кровеносные сосуды). Поперечно-полосатая мышечная ткань подразделяется на скелетную и сердечную. Скелетная мышечная ткань состоит из волокон вытянутой формы, достигающих в длину 10–12 см. Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная, имеет поперечную исчерченность. Однако, в отличие от скелетной мышцы, здесь есть специальные участки, где мышечные волокна плотно смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна быстро передается соседним. Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы. Сокращение мышц имеет огромное значение. Сокращение скелетных мышц обеспечивает движение тела в пространстве и перемещение одних частей по отношению к другим. За счет гладких мышц происходит сокращение внутренних органов и изменение диаметра кровеносных сосудов.

Нервная ткань . Структурной единицей нервной ткани является нервная клетка – нейрон.

Нейрон состоит из тела и отростков. Тело нейрона может быть различной формы – овальной, звездчатой, многоугольной. Нейрон имеет одно ядро, располагающееся, как правило, в центре клетки. Большинство нейронов имеют короткие, толстые, сильно ветвящиеся вблизи тела отростки и длинные (до 1,5 м), и тонкие, и ветвящиеся только на самом конце отростки. Длинные отростки нервных клеток образуют нервные волокна. Основными свойствами нейрона является способность возбуждаться и способность проводить это возбуждение по нервным волокнам. В нервной ткани эти свойства особенно хорошо выражены, хотя характерны так же для мышц и желез. Возбуждение предается по нейрону и может передаваться связанным с ним другим нейронам или мышце, вызывая ее сокращение. Значение нервной ткани, образующей нервную систему, огромно. Нервная ткань не только входит в состав организма как его часть, но и обеспечивает объединение функций всех остальных частей организма.

ФИО (полностью)

Эсаулова Наталья Владимировна

Место работы

МБОУ «Лицей №4» г. Камень – на – Оби

Алтайского края

Должность

Учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Тема «Ткани и органы», урок 10

Базовый учебник

Биология. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Под ред. Н. И Сонин. М. Р. Сапин– М.: «Дрофа», 2010.

  1. Цель урока: расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функциями.

9. Задачи:

- обучающие

дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать на примерах взаимосвязь строения и функции;

- развивающие

развивать умение работать с микроскопом, анализировать информацию, делать выводы;

- воспитательные

воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

    Тип урока Урок изучения нового материала

    Формы работы учащихся работа в группах, защита мини - проектов

    Необходимое техническое оборудование ПК, цифровой микроскоп, световые микроскопы, нэтбуки, проектор, набор постоянных микропрепаратов тканей.

    Структура и ход урока

п/п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Органи

зацион

ный момент

Создать эмоциональный настрой учащихся на работу

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, учащиеся стоят у парт по группам из 6 человек.

Л – организация внутреннего порядка, собранности.

Уважительное отношение к старшим и друг к другу.

Мотивация учебной деятельности и целеполагание

Стимулировать познавательный интерес.

Развивать способность ставить цели.

Предлагает учащимся подойти к впереди стоящей парте и взять любые карточки и расположиться по группам исходя из значений карточек. Вопрос: Почему вы объединились в группы именно так?

Подходят к парте разбирают карточки, осмысливают их, отвечают на вопрос учителя.

Садятся за парты в новых группах.

М - умение находить решение поставленной учителем проблемы;

Сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

Высказывать свои мысли, аргументировать их;

Ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

П - формирование знаний о взаимосвязи клеток, тканей, органов, систем органов.

Л - формирование познавательной мотивации к изучению биологии.

Актуализация опорных знаний

Подготовить учащихся к восприятию новых знаний

1.Подводит к теме урока.

2.Озвучивает тему: ткани и органы.(Слайд№1) Задачи урока.(Слайд№2)

3.Обращает внимание на рабочее место учащихся.

4.Предлагает записать тему урока.

5.Предлагает обратить внимание на листки с заданиями.

Выполнить задание№1

Вопрос: Почему в организме ткани представлены несколькими видами и типами7 (Сайд3)

6.Предлагает сформулировать определение «ткань», используя текст учебника, стр 34 (Слайд№4)

1. Знакомятся с материалами на партах.

2.Записывают тему урока.

3. Называют ткань которую будет изучать каждая группа, записывают название тканей в технологическую карту учащегося.

4. Знакомятся с карточкой где даны последовательные задания.

5.Выполняют задание№1 (используют информацию в нэтбуке)

6. Высказывают свои предположения учителю.

7.Формулируют определение, записывают в карты.

М - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других.

Владеть монологической речью;

Умение слушать ответы одноклассников.

П – получение знаний о разновидностях тканей.

Получение новых знаний

Изучить строение и функции тканей организма человека.

Предлагает задания группам: Постановка проблемного вопроса: Существует ли взаимосвязь между строением ткани и выполняемой функцией? (Слайд№5 )И спользуя текст учебника, дополнительный текст и рисунки в нэтбуках, выяснить взаимосвязь строения и функций тканей.

Наблюдает за выполнением работы групп. Помогает в организации лабораторной работы.

Организует обсуждение результатов работы в каждой группе.

Работают в группах.

1 группа – по заданиям изучает строение и функции эпителиальных тканей

2 группа – строение и функции мышечных тканей.

3 группа – строение и функции соединительных тканей.

4 группа - строение и функции нервной ткани

Все группы в ходе выполнения заданий знакомятся с новыми понятиями, терминами.

На плакат наносят основные этапы работы Дополняют знания друг друга. Делают выводы.

М - формирование умений:

Работать в группах;

Проводить наблюдение;

Сравнивать и анализировать;

Устанавливать причинно-следственные связи;

Аргументировать свою точку зрения;

Работать с текстом, выделять главное;

Делать выводы и заключения;

Владеть монологической речью.

П - получение знаний о строении и функциях тканей человека;

Изучение причин такого строения;

Л - формирование личностного смысла учения (я могу);

Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.

Закрепление и применение новых знаний

Выявить качество усвоения знаний.

Предлагает группам продемонстрировать свои мини - проекты, озвучить их, сделать вывод. (Слайды №6,7,8,9)

Постановка вопроса: что образуют ткани в организме или они расположены хаотично? (Слайд№10)

Предлагает воспользоваться учебником, стр. 39

Производят защиту своих мини - проектов.

Устанавливают микропрепараты на цифровой микроскоп.

Делают вывод.

Дают определение, что такое орган, записывают его в технологические карты.

Л - умение соотносить свои знания с жизнью;

- развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей.

М - умение осуществлять логические мыслительные операции;

Аргументация своей точки зрения.

П – закрепление новых знаний применение их на практике.

Информация о домашнем задании

Сообщить учащимся домашнее задание

Дифференцировать домашнее задание.

1) Учебник стр 34 - 39

2) Найти информацию о функциональном распределении тканей в организме (например в кишечнике, желудке, лёгких и т.д)

Записывают в дневники домашнее задание.

Определяют для себя уровень сложности домашнего задания для выполнения.

М- осуществление поиска информации из разных источников.

Л – умениенаходить ценностно значимые для себя виды и способы деятельности;

Умение проецировать знания на повседневную жизнь.

Подведение итогов урока, рефлексия

Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.

Организовать самооценку учающимися своей учебной деятельности.

Подводит итоги урока, добились ли поставленных целей, оценивание знаний, выставление отметок. Проводит рефлексию:

Сегодня на уроке я узнал(а)....

Я научился….

Сегодня на уроке мне понравилось...

Теперь я могу….

Меня поразило….

Анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке, заканчивают предложенные для рефлексии предложения.

Соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами.

Л - умение самостоятельно оценивать результативность своей работы на уроке;

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

Осознание необходимости образования для развития себя как личности.

Тема программы: Материаловедение.

Тема урока: Производство ткани.

Цели урока:

    Познакомить учащихся с процессом производства тканей, историей ткачества. Научить учащихся определять направление нити основы по различным признакам.

    Развивать у учащихся логическое мышление, сравнивать наблюдаемые явления, делать выводы. Развивать умение определять направление нити основы по различным признакам.

    Воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду и мастерству через использование исторического материала.

Оборудование:

    Экран, компьютер

    Образцы тканей

    Коллекция волокон

    Наглядные пособия " Хлопок", " Лен"

    Иглы швейные

    Картонные рамки (8 на 8 см)

План урока:

    Вступительная речь

    Повторение сведений о хлопке.

    Повторение сведений о льне.

    Повторение о процессе прядения.

    Практическая работа (изготовление образца ткани).

    Знакомство с работой ткацкого станка

    Лабораторно- практическая работа " Определение в ткани направления нити основы"

    Итоги урока.

Ход урока

Организационный момент

    Рапорт дежурного;

    Проверка готовности учащихся к уроку.

Вводный инструктаж

Вступительная речь учителя:

Немного из истории: Единственной одеждой первобытного человека были звериные шкуры. Однако уже около 10 тыс. лет назад люди догадались и научились изготавливать ткани и одежду из нитей. А поняв преимущества тканей перед другими материалами, люди стали использовать их не только для изготовления одежды, но и для других целей. Для каких например?

Чудесен и разнообразен мир тканей, они окружают нас повсюду: дома, на работе, на отдыхе, на улице (шторы, постельное белье, столовое белье, обивка мебели, зонты, игрушки, палатки и туристическое снаряжение, обивка мебели и т.д.)

Сегодня вам предстоит на уроке узнать, как изготавливали ткани наши предки и как изготавливают их сейчас.

Тема урока: " Производство ткани"

Сегодня вы познакомитесь с процессом производства ткани. На практических занятиях научитесь определять направления нити основы и научитесь изготавливать ткань.

Вы уже знаете, что нити и пряжу получают из волокон. Давайте вспомним, что же такое волокно?

Ученики: Волокно - тончайшая нить, которая используется для изготовления пряжи, ниток, ткани.

Учитель : Совершенно верно. Ребята, наш урок пройдет в форме путешествия из страны Волока в страну Тканей. Для путешествия необходимо взять с собой знания, уверенность в себе и хорошее настроение. Путешествовать будем двумя командами, которым предстоит добыть ключи от главных ворот страны Тканей.

Итак, отправляемся в путь. Какие текстильные волокна вы знаете?

Ученики : хлопок и лен

Учитель: К какому виду они относятся?

Ученики : к натуральным волокнам.

Учитель: К какой группе они относятся?

Ученики : к волокнам растительного происхождению.

Учитель: А теперь внимание на экран. Каждой команде составить рассказ по предложенному плану.

Команда 1. Рассказать о хлопке.

    Из какого растения получают хлопковое волокно?

    Какая часть растения используется для производства хлопкового волокна? (за правильный ответ команда получает ключ)

Команда 2. Рассказать о льне.

    Из какого растения получают льняное волокно?

    Дать характеристику волокну (мягкость, цвет)

    Какая часть растения используется для производства льняного волокна? (за правильный ответ- ключ)

Учитель: Чтобы попасть из долины Волокон в город Пряжа, надо преодолеть речку. Для этого необходим мостик. Мостик - ключевое слово, обозначающее процесс получения пряжи из волокон. (за правильный ответ команда получает ключ)

Ученики : Процесс получения пряжи из волокна называется прядение.

Учитель: Помните, у А. С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане …»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

А в «Сказке о рыбаке и рыбке»:

Жил старик со своей старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Долгими осенними и зимними вечерами в каждой избе пряли пряжу. А для этого использовали прялки. А как же из пряжи получить ткань? Оказывается это можно сделать, если натянуть на рамку нити параллельно друг другу. Такие нити образуют основу ткани. Поэтому они так и называются - основа. Основа - это нить проходящая вдоль ткани.

Но натянутые параллельно нити еще не являются тканью. Что же нужно сделать дальше? Достаточно ли нитей основы, чтобы получить ткань? Необходима еще одна нить, которая переплетает нить основу в поперечном направлении. Так мы сможем получить полотно. Вторая, поперечная нить в ткани называется - уток. Уток переплетает основу по - разному. Например, переплетая 1 через 1 , получаем переплетение, которое называют полотняное. Ребята, а что произойдет если нить утка переплетать 1 через 2.

Ученики : Другой вид переплетения.

Учитель: Верно. Глядя на готовые ткани, мы не задумываемся о том, как они были изготовлены. А ведь часто бывает нужно знать, в каком направлении проходит в ткани нить основы и уток. От этого зависят многие свойства тканей.

Характеристика тканей.

Хлопчатобумажные ткани – Тканей, содержащих 100% хлопка, выпускается очень мало. Чаще всего х/б волокна смешивают с вискозными и синтетическими волокнами. В эту группу тканей входят в основном ткани бытового назначения. Эти ткани обладают значительной прочностью, мягкостью, легкостью, имеют хорошие гигиенические свойства. Хлопчатобумажные ткани легко впитывают влагу и быстро высыхают, хорошо пропускают воздух, легко стираются, чистятся, утюжатся, выдерживают температуру.

Льняные ткани – обладают высокой прочностью и малой растяжимостью, жестки на ощупь, быстро и сильно сминаются, но хорошо разглаживаются утюгом. Они отличаются высокими гигиеническими свойствами, хорошо впитывают и отдают влагу, быстро и хорошо отстирываются, что делает их особенно пригодными для летней одежды, постельных и столовых изделий, нательного белья. Использование в льняных тканях химических волокон позволяет снизить их усадку, уменьшить сминаемость.

Текущий инструктаж. Практическая работа

(Для всех учащихся изготовить образец ткани, используя рамку из картона и пряжу.)

Учитель: Мы очень близко подошли к стране Тканей. Но на нашем пути опять препятствие - овраг. Чтобы преодолеть его, нужен мост. Чтобы построить мостик, необходимо ключевое слово, обозначающее процесс производства тканей. Это слово Ткачество. Ткачество - процесс производства тканей из пряжи путем переплетения нитей основы и утка. Конечно, чтобы изготовить настоящее полотно, требовалось более сложное устройство, чем картонная рамка и игла с ниткой. И называлось оно Ткацкий станок. А теперь вы самостоятельно сделайте простое переплетение нитей. Последовательность работы смотрите на карточках заданиях. (Приложение 1)

(Учащиеся самостоятельно выполняют переплетение нитей. Учитель Выборочно показывает выполненные практические работы, на которых характеризуется ошибки, рассказывает как их избежать, исправить на правильно выбранных образцах, просит сравнить учащихся несколько работ, обнаружить недостатки, делает необходимые замечания, проверяет выполненные работы) (Приложение 2)

Учитель : Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь посмотрите видеофрагмент «Работа современного станка».

(Показ видеофрагмента «Работа современного станка»)

Учитель : Ребята, направление нити основы можно определить по следующим признакам:

    нить основы совпадает с направлением кромки;

    нить основы менее растяжима, более прочная;

    в тканях в полоску направление полосы совпадает с направлением нити основы;

    в ворсовых тканях направление ворса совпадает с направлением нити основы.

    При растяжении нить основы издает звонкий звук.

А теперь попробуйте самостоятельно определить направление нити основы в предложенных образцах.

Лабораторно- практическая работа "Определение в ткани направления нити основы"

(Учащиеся определяют направление нити основы в лоскутках ткани)

Учитель : Все ключи собраны, значит мы можем войти в город Тканей. В этой стране вам предстоит узнать еще много нового и интересного. А теперь сделайте вывод, для чего нам нужны знания основ материаловедения.

(Разные мнения учащихся)

Заключительный инструктаж

    Подведение итогов работы учащихся.

    Сообщение о достижении цели.

    Разбор типичных ошибок.

    Сообщение оценок.

Приложение 2

Ключевые слова конспекта: ткани, органы, системы органов, типы тканей животных, симметрия.

1. Типы тканей многоклеточных животных

У многоклеточных животных тело состоит из большого числа клеток. Эти клетки составляют различные ткани , выполняющие разные функции. В животном организме имеются: 1) покровные (эпителиальные), 2) соединительные, 3) мышечные и 4) нервная ткани.

Ткань - это группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих определённую функцию.

Клетки эпителия, которыми изнутри покрыт кишечник, всасывают питательные вещества. Эпителий, выстилающий лёгкие, играет важную роль в дыхании: его клетки участвуют в поглощении кислорода из воздуха и удалении углекислого газа из организма.

У многих животных эпителиальные ткани формируют железы - небольшие органы, которые выделяют во внешнюю среду различные вещества. Образование выделяемых веществ происходит в эпителиальных клетках.

В коже у земноводных есть железы, выделяющие слизь, у птиц и зверей - выделяющие густую жирную жидкость, которая делает волосы и перья эластичными и препятствует их намоканию. У пауков имеются железы, выделяющие паутинную нить.

Из соединительных тканей состоят кости, хрящи, сухожилия, которые обеспечивают телу опору и участвуют в передвижении. Соединительная ткань входит в состав кожи, придавая ей прочность. Соединительной тканью является кровь , участвующая в транспорте веществ по организму, а также жировая ткань , в которой запасаются питательные вещества (жир).

Мышечные ткани формируют мышцы, т. е. отвечают за движение организма и его частей относительно друг друга. Они же поддерживают форму тела и защищают внутренние органы. Эти ткани состоят из прилегающих друг к другу вытянутых в длину клеток. Эти клетки обладают исключительным свойством: они способны сокращаться (напрягаться) и расслабляться. При сокращении мышечная клетка укорачивается, а при расслаблении приобретает прежний вид. Из мышечной ткани состоят стенки сердца (это мышечный орган). Мышечная ткань есть в стенках желудка и кишечника, и, переваривая пищу, они тоже сокращаются и расслабляются.

Из нервной ткани состоят мозг и нервы. Нервная ткань обеспечивает согласованную работу всех органов, благодаря ей работают мышцы тела и организм реагирует на воздействия внешней среды. Клетки нервной ткани особенные: они имеют длинные и короткие отростки, которыми соединяются друг с другом и передают электрические сигналы от органов к мозгу и от мозга к органам.

Схема «Ткани, органы животных»

2. Органы и системы органов

Ткани в организме животного формируют органы. Обычно органы образованы из тканей двух и более типов, например, стенки крупных кровеносных сосудов состоят из слоя эпителиальной ткани, слоя мышечной ткани, а сверху покрыты соединительной тканью.

Орган - это структура организма, которая отличается особым строением и выполняет определённые функции.

Орган действует не изолированно, а совместно с другими органами: в организме существуют системы органов , которые отвечают за важнейшие жизненные процессы. Названия системам органов даны в соответствии с выполняемыми функциями: у животных различают: 1) опорно-двигательную, 2) дыхательную, 3) пищеварительную, 4) кровеносную, 5) выделительную, 6) половую, 7) нервную системы.

Опорно-двигательная система выполняет опорную и двигательную функции, а также защитную функцию. Особенно выраженной защитной функцией обладают череп у позвоночных животных и панцирь у рака, скорпиона, насекомых. Пищеварительная система органов отвечает за переваривание пищи, дыхательная - за газообмен, выделительная - за выведение ненужных веществ из организма, половая - за размножение.

Кровеносная система переносит по телу различные вещества и выполняет транспортную функцию. Вместе с тем она участвует в газообмене, поглощая кислород в органах дыхания и выделяя принесённый от других органов углекислый газ. Кровь участвует в защите организма: сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, а некоторые клетки крови уничтожают микробов, попавших внутрь.

Нервная система участвует в регуляции работы организма и обеспечивает его связь с внешней средой. За восприятие того, что происходит во внешней среде, отвечают органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния, осязания, равновесия, вкуса.

Существуют системы органов, имеющие необычное строение: их элементы не контактируют друг с другом непосредственно, а расположены в разных частях организма (эндокринная система, иммунная система ).

Поведение животных

Поведение — совокупность направленных активных действий организма в ответ на внешние и внутренние воздействия, возникающие в различных ситуациях.

Рефлекс - опосредованная нервной системой ответная реакция организма на изменения внешней и внутренней среды в результате раздражения рецепторов. Безусловные рефлексы - это характерные для данного вида врожденные неизменяемые реакции организма на те или иные воздействия. Условные рефлексы - это индивидуально приобретенные в процессе жизни реакции, выработка которых связана с формированием временных нервных связей в высшем отделе нервной системы.

Инстинкт - совокупность сложных, наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определенных условиях.

Это конспект по теме «Ткани, органы и системы органов» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

Конспект НОД в старшей группе по теме "Волшебный лоскуток"

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей (5-6 лет)по теме "Волшебный лоскуток". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия направленного на воспитание интереса о свойствах ткани и развитию любознательности у старших дошкольников.
Цель : расширять у детей представление о различных видах ткани.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам. Закрепить знания детей о свойствах ткани-толстая, тонкая, разноцветная, прочная. Познакомить детей с профессией "художник по ткани".
Развивающие: Расширять представление детей о свойствах различных материалов (бумага, ткань). Развивать зрительную, слуховую, двигательную память детей. Развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий. Развивать речь и мышление детей.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к вещам, доброжелательное отношение друг к другу.Организационный момент: дети заходят в зал и встают в круг.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Какие вы сегодня красивые, нарядные! Скажите, что вы чувствуете когда на вас надеты красивое платье, нарядная рубашка или модные брюки (ответы детей).
Из чего сшита ваша одежда (из ткани).
Слайд №1 (Золушка в старом платье, музыка грустная).
Ребята посмотрите к нам пришла Золушка, но что случилось почему она грустная (ответы детей).
А, я знаю почему она грустная. Золушка хочет пойти на бал, быть такой же красивой и нарядной как вы, но злая мачеха спрятала все красивые платья. Что для этого нужно сделать? Мы постараемся и придумаем чтобы у Золушки стало такое нарядное платье как у вас. Я предлагаю отправиться в путешествие «мир тканей»(дети под музыку идут по кругу). Первая остановка «Магазин тканей».
Слайд №2 (магазин ткани)
Посмотрите внимательно, все ткани разные. Как вы думаете из какой ткани шьют летнюю одежду? Лиза подойди и определи.
Слайд №3 (летняя одежда)
Ситец-лёгкий, тонкий, разноцветный материал. Из ситца шьют лёгкую летнюю одежду: платья, халаты, сарафаны, рубашки.
Слайд №4 (платья, лента, блузка)
Шёлк-из него можно сшить лёгкое летнее платье, ленточки, которые вам мамы вплетают в косички, блузки. Шёлковую одежду носят летом, она лёгкая и прозрачная.
Слайд №5 (меховая куртка, шуба, шапка).
А из какой ткани шьют тёплую одежду?

Мех-а как вы думаете, что шьют из меха? Правильно шапки, шубы, рукавички. Эту одежду носят зимой.
Слайд №6 (куртки, костюм, брюки, игрушка)
Вельвет-эта ткань плотная, толстая. Из этой ткани шьют брюки, куртки, игрушки. На ощупь она ребристая. Ребята вы запомнили все ткани? Давайте мы их назовём. (дети называют).
Слайд №7 (ткани)
Ткань сияет радугой
Людям сердце радует.
Без неё никак нельзя
Стать нарядными друзья.
Отправляемся дальше, следующая остановка «лаборатория»(дети под музыку движутся). Вы поняли что это за лаборатория (ткани).
Слайд №8 (ткани)
У всех тканей есть одно сходство: все они сделаны из нитей.
Слайд №9 (ткацкий станок ткёт ткань).
Опыт №1
Возьмите лупы и посмотрите на лоскутки ткани. Посмотрите на переплетение нитей, на какой рисунок оно похоже (квадратики).
Опыт №2
У вас лежат у кого бумага у кого ткань. Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладте. Что вы можете сказать? Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была. Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Что вы видите (ткань прочная, а бумага нет).
Опыт №3
Намочите бумагу и ткань. Теперь выжмите и расправьте. Что вы видите (бумага рвётся и размокает, а мокрую ткань можно высушить).
Физминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки, вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили.
А теперь рывки руками повторяем вместе с вами
Руки вверх и руки вниз
Ты давай ка не ленись.
На одной ноге стою, а другую подогну.
А теперь попеременно буду поднимать колени.
Следующая остановка «мастерская».
Слайд №10 (мастерская художника по ткани).
Ребята посмотрите вот у меня белая ткань. А кто знает почему другая ткань такая красивая, разноцветная (ткань раскрасили) Правильно. Есть такая профессия «Художник по ткани». А кто догадался, что он делает (раскрашивает ткань). А вы хотите освоить эту профессию (да) Хорошо. Тогда давайте пройдём в нашу мастерскую по росписи ткани. У вас на столах лежат лоскутки из белой ткани и мы сегодня будем их расписывать. Нужно взять за середину лоскуток и скрутить её. А теперь макая кисть в разную краску по очереди будем раскрашивать, кто в какой цвет хочет. После каждого цвета нужно промыть кисть. (работа детей). А теперь разверните свои салфетки и посмотрите что у вас получилось. Какие у вас красивые и разноцветные ткани, у каждого свой рисунок. Покажите нашим гостям. Теперь когда наша расписная ткань подсохнет мы отдадим Золушке чтобы она сшила себе красивое платье.
Примеряет лоскуток
Кукла щеголиха-
Скоро платье и платок
Ей сошьёт портниха.
Ленты яркие, тесьма,
Золотая бахрома-
Всех красавиц краше
Будет дочь у Даши.
Слайд №11 (швейная машина, ткань, иголка, ножницы, метр, молоток, гвоздь, ведро, машина в середине портниха)
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Что нужно портнихе для работы с тканью».
Слайд №12 (Золушка весёлая и нарядная)
Ой ребята мы с вами забыли про Золушку. Давайте посмотрим, что же случилось с Золушкой. Она изменилась (стала весёлая и нарядная). А почему? Молодцы ребята и в этом помогли Золушке вы. Теперь на балу она будет самая красивая и нарядная.
О чём мы с вами сегодня говорили?
Какие бывают ткани?
С какой профессией мы познакомились?

Презентация на тему: Волшебный лоскуток




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top